Гонконг: отели готовятся к туристическому коллапсу?
Гонконг: новые налоги, торговые войны и снижение расходов китайских туристов угрожают туристическому буму
Гонконгская гостиничная индустрия ожидает непростой 2025 год. Введение нового налога на проживание и обострение геополитической напряжённости, в частности, торговой войны между США и Китаем, могут ещё сильнее снизить привлекательность Гонконга как туристического направления, считают аналитики.
С 1 января правительство Гонконга введёт 3%-ный налог на проживание в отелях. Одновременно, вступление в должность избранного президента США Дональда Трампа может ознаменовать начало сложного периода для американо-китайской торговли и туризма, что неизбежно отразится на Гонконге.
Зависимость города от китайских туристов в последние годы негативно сказалась на финансовых показателях гостиничного бизнеса, поскольку экономика материкового Китая медленно восстанавливается после пандемии COVID-19. Правительственные данные свидетельствуют о сокращении расходов и продолжительности пребывания китайских туристов, что усугубляется ослаблением юаня.
«Внешние факторы, безусловно, вызывают опасения, такие как ослабление китайского юаня, сильный гонконгский доллар, торговые войны Трампа и угроза тарифов», — заявил Уильям Ченг, председатель Shun Ho Group, владеющей семью гонконгскими отелями общей вместимостью 3000 номеров, включая Best Western в Козуэй-Бэй и Ramada Hong Kong Harbour View в Сай Ин Пун. «Операционные расходы также вызывают беспокойство и будут негативно влиять на гостиничную индустрию».
Ситуация усугубляется снижением привлекательности Гонконга. В рейтинге 100 лучших туристических направлений Euromonitor International город опустился на четыре позиции, заняв 21-е место. Сингапур впервые с момента создания индекса в 2019 году вошёл в топ-10. Токио, Тайбэй, Сеул, Осака и Бангкок также обогнали Гонконг.
Индекс учитывает показатели по шести ключевым направлениям: туристическая активность, экономические и деловые показатели, туристическая политика и привлекательность, туристическая инфраструктура, здравоохранение и безопасность, а также устойчивое развитие.
«Гонконг продемонстрировал сравнительно низкие результаты по показателю туристической активности, что повлияло на его общий рейтинг в 2024 году», — отметил Вишну Вардхан, менеджер по исследованиям в Euromonitor. «На Китай приходится около 70% въезжающих в Гонконг туристов, и сложности в китайской экономике усугубили ситуацию».
По данным Colliers, с января по октябрь Гонконг принял 36,7 млн посетителей, что на 37% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Однако это составляет лишь около 70% от уровня 2018 года. Число гостей, остающихся на ночь, выросло более чем на треть, до 18 млн.
Количество гостей, остающихся на ночь, незначительно отличалось от показателей прошлого года, при этом основная масса туристов прибывала из материкового Китая, за исключением слабого первого квартала 2023 года, когда был отменён карантин по COVID-19, отметил Ченг. Негативное влияние оказала и ситуация в розничной торговле с закрытием многих магазинов и ресторанов.
«Покупательская способность жителей материкового Китая в этом году заметно снизилась», — добавил он. «Благодаря удобству высокоскоростных поездов они не бронируют номера заранее, а предпочитают бронировать самые дешёвые отели в последнюю минуту, что приводит к ценовой войне и значительному снижению доходов».
По официальным данным, за период с января по октябрь на туристов из материкового Китая пришлось более трёх четвертей всех прибытий в Гонконг. Однако средние расходы на человека среди китайских туристов, остающихся на ночь, сократились до 5100 гонконгских долларов (22 400 бат), что на 12% ниже, чем в 2023 году, и на 27% ниже уровня 2018 года.
Рынок дальних перевозок, где средние расходы на человека составляют от 6100 до 10 500 гонконгских долларов, вырос более чем на 50%, до 1,6 млн посетителей, отметил Ченг. Однако этого недостаточно, чтобы вывести туристический сегмент Гонконга из спада.
Средняя заполняемость отелей за первые 10 месяцев года составила 84%, хотя этот показатель варьировался в зависимости от отеля, сообщил Шаман Челларам, старший директор по оценочным и консультационным услугам Colliers в Гонконге. Для сравнения, в 2018 году средняя заполняемость составляла 91%.
За исключением первых двух месяцев года, средние цены на номера в Гонконге были на 10–15% ниже, чем в 2023 году, сказал Челларам. По официальным данным, посетители из материкового Китая оставались в среднем на 3,1–3,4 ночи, в то время как другие посетители проводили в городе от 3,2 до 3,5 ночи.
«Проблемы, вероятно, сохранятся в плане нехватки рабочей силы и снижения доходов, не связанных с номерами, хотя в последнее время наблюдается некоторое оживление для некоторых отелей», — сказал Челларам. «Потребительское доверие в материковом Китае остаётся низким, поэтому городу придётся приложить больше усилий для привлечения иностранных туристов с более высоким уровнем расходов».
Shun Ho Group удалось поддерживать 95% заполняемости в течение года, сообщил Ченг. Хотя выручка выросла на 10%, операционные расходы также увеличились на 10%, что сдержало рост прибыли.
«Заполнить номера в отеле в течение года было непросто в низкие сезоны, и ещё сложнее в высокие сезоны по традиционным ценам», — добавил он.
Кроме того, усиливается конкуренция. 10 декабря начнёт работу пятизвёздочный отель Hopewell в Ванчае, предлагающий 1000 номеров. И это только начало.
«Открытие новых отелей, таких как Dorsett Kai Tak, Hopewell Hotel и потенциально The Kimpton, приведёт к увеличению предложения в разных районах Гонконга, предлагая новые впечатления для туристов», — сказал Челларам из Colliers.
отели, Туризм, хонгконг, Экономика